Аманжолова Джемма Болатовна – кандидат филологических наук, доцент Евразийского гуманитарного института, педагог, исследователь современного медиа дискурса и детской литературы.


После завершения школы, когда стал вопрос о выборе профессии, она долго думала о том, чему посвятить свою жизнь. О том, что профессия должна определить всю последующую траекторию жизни, не сомневалась. Интуитивно, еще на уровне юношеского сознания, она понимала, что если идти в профессию, то служить ей до конца. Именно это понимание – служение своему делу как способ творческого самовыражения во имя общего блага – стало определяющим в последующем: в период обучения в университете, преподавания в лицее, написания диссертации в аспирантуре, в первые годы работы в вузе.


Служение профессии

Во многом пониманию нравственных глубин профессии педагога, принципов научного осмысления и идейности в лучшем понимании помогли постичь наставники и коллеги кафедры общего языкознания Кокшетауского государственного университета имени Ш. Уалиханова (г. Кокшетау), с которыми и сегодня, проживая в Астане, она поддерживает как дружеские, так и профессиональные отношения.


Джемму Аманжолову, с которой вот уже многие десятилетия мы работаем вместе с той минуты, когда Огаз Арыстангалиевич познакомил нас, я считаю своей ученицей и другом. Она имеет большой опыт работы как в школе, так и в вузе, последовательно идет к своей мечте – осмыслению научных и образовательных парадигм, созданию проектов, которые будут услышаны и будут иметь практическую направленность. Все они нашли воплощение в публичных лекциях и семинарах. Начинала она свою трудовую деятельность в школе-гимназии №2 Айыртауского района, откуда и не собиралась уезжать, пока письмами и телеграммой не вызвали в alma-mater для встречи с доктором филологических наук, профессором О.А. Султаньяевым, набиравших талантливых выпускников для аспирантуры. Выдающийся ученый, став официальным научным руководителем, объяснил, что педагог, равно как и исследователь, должен быть привержен определенной гуманной идее, исходя из которой совершаются его поступки и проживается жизнь.


Эта идея гораздо позже приведет героиню к «порогу» школы Шалвы Амонашвили – Гуманной педагогики. И в настоящее время она активно сотрудничает с Международным Центром гуманной педагогики в Москве и Центром гуманной педагогики в Астане, участвуя в Педагогических чтениях, педагогических лабораториях.
До защиты диссертации прошла десятилетний путь от учителя до руководителя общеобразовательного лицея, созданного при Кокшетауском государственном университете имени Ш.Уалиханова. Сегодня ее ученики – успешные в различных сферах специалисты, достижениями которых она очень гордится. В те трудные годы (начало становления нашего государства), с трудом совмещая педагогическую деятельность с написанием диссертации, у нее многократно возникало желание отказаться от перспективы получить научную степень. Но четкое понимание того, что конечная цель научного исследования заключается в пользе для общества, позволило ей идти к своей цели и преодолевать все трудности.


Сегодня она преподает в Евразийском гуманитарном институте, совмещая должность начальника научного отдела, читает лекции и проводит мастер-классы для педагогов общеобразовательных школ по приглашению профильных учреждений города Астаны, является экспертом электронных учебников, учебно-методических комплексов Республиканского научно-практического центра «Учебник», а также экспертом образовательных программ по специализированной аккредитации вузов, проводимой Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО); выступает с лекциями и презентациями в рамках летних школ и семинаров, проводимых по программе Научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана; консультирует написание научных проектов школьников, проводит творческие консультации для старших школьников по написанию эссе.
Но для нее это лишь маленькие шаги в служении профессии педагога.


Служение науке

Дальнейший путь молодого ученого доказал правомерность существующего тезиса о том, что ученый не может принадлежать себе и успокоиться на достигнутом, есть много обязательств для восполнения вотума доверия к тебе научной общественности и обществом в целом. И началось служение… науке. Оно и сейчас продолжается, и хочется верить, что не закончится. Ведь ее творческий путь освящен памятью и трудами таких ученых и педагогов, как профессор О.А. Султаньяев (Кокшетау), профессор А.С. Аманжолов (Алматы), профессор Д.М. Насилов (Москва), с которыми ей не только посчастливилось познакомиться, но и обсуждать научные проблемы, учась быть преданным науке у таких гигантов. Кроме того, он подкреплен принципами и достижениями наставников и гуру отечественной лингвистики – профессоров Э.Д. Сулейменовой, К.Ш. Хусаинова, Б.Х. Хасанова.


Сегодня Джемма Аманжолова – автор более 70 научных публикаций, в их числе: монография, 6 коллективных монографий, 3 учебно-методических пособия, статьи по вопросам межкультурной коммуникации, когнитивной лингвистики, теории метафорического моделирования, психолингвистики, тюрко-славистики, детской литературы, которые не просто опубликованы, но проходят апробацию в виде докладов и сообщений на международных форумах.
Кроме того она:
• обладатель гранта РФФИ (Российского фонда фундаментальных исследований) по программе «Мобильность молодых ученых СНГ» № 11-06-90902-моб_снг_ст Научная работа в Томском государственном университете, г. Томск (2011 г);
• обладатель гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан в конкурсе на соискание государственных научных стипендий для талантливых молодых ученых 2010-2012 гг.;
• координатор и исследователь проекта «Язык, этнос, культура в контексте тюркско-славянского взаимодействия» по программе МОН РК «Историко-культурное наследие и интеграционные процессы тюркских народов и государств» (2011 г.);
• участник проекта «Процессы развития современных тюркских языков в евразийском полиэтническом пространстве»по программе МОН РК «Историко-культурное наследие и интеграционные процессы тюркских народов и государств» (2012-2013 гг.);
• участник проекта «Детская литература как основа развития нравственно-духовной личности в поликультурном обществе» по программе МОН РК по приоритету «Интеллектуальный потенциал страны» (2012-2014 гг.);
• участник исследования, посвященного вопросам эволюции и мониторинга образовательных программ Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и выполненного совместно с Факультетом образования Кембриджского университета (2014-2016 гг.);
• участник инициативного Республиканского проекта «Эпоха и Личность» (с 2012 г., Астана, руководитель: д.ф.н., профессор Н.Ж. Шаймерденова);
• выпускающий редактор книг серии «Авторские сказки» (2013-2016 гг.); ответственный редактор книг серии «Современная тюркология» (2011-2013 гг.); редактор научных журналов (Вестник КГУ им. Ш. Уалиханова, 2009; «Алтаистика и тюркология», 2011-2012; Педагогический диалог, 2016); составитель научных сборников и пособий;
• организатор и участник Евразийских лингвистических школ для молодых ученых, учителей, преподавателей (с 2010 г.).
Служение творчеству и мечте
Для Джеммы Аманжоловой успех определяется не столько тем, каких поощрений и позиций удается достигнуть (хотя результатов немало), сколько степенью личной ответственности за судьбу своего творения (будь то ученик/студент, исследование/проект и т.д.). И наверное, поэтому сегодня ее как педагога, ученого и маму (ее дочери 13 лет) интересуют вопросы детского и юношеского чтения, вопросов читательской грамотности, развитие детской литературы и культуры в стране и мире.

В настоящее время вместе с коллегами и друзьями она работает в рамках инициативных проектов для детей, имеющие своей целью приобщить детей к чтению произведений отечественных писателей (современных и классиков), возобновлению традиций семейного чтения, развития детского творчества, изучения «малой Родины». На проводимые мероприятия из цикла «Читаем, рисуем и мечтаем вместе» (проводятся с 2012 года) приглашаются дети и родители, учителя и просто не равнодушные теме детства люди.
Проводятся встречи с детскими писателями, издателями детской и юношеской литературы в активном сотрудничестве с Национальной академической библиотекой РК. Это очень интересная работа, требующая самоотдачи и вечного поиска.

Вместе с детьми, для которых в ходе работы учитель становится коучем и наставником, она проживает радостные моменты открытий, познания и роста, поэтому так ценны ее консультации для школьников, в частности по проекту «Розовые Фламинго в жизни и сказках» (Нурмаханова Адия, уч-ся 3 класса школы-гимназии №75 г., 2017 г.). Она верит и опыт работы с детьми доказывает то, что взрослый может научить читать, может помочь творить, но научить мечтать – это под силу только детям. Вместе с единомышленниками и друзьями она проводит серию бесед с родителями и педагогами о мечте в жизни ребенка, в жизни семьи и школы, о помощи ребенку на пути верности своей мечте.
Сейчас готовится к запуску проект о моделировании мира и ценностей в литературе для подростков, о «ловушках» современных медиа в детской и юношеской субкультуре, о способах продвижения отечественных авторов (книг, кино и т.д.), чьи произведения адресованы детской и юношеской аудитории. Много планов с коллегами-партнерами из ведущих вузов Санкт-Петербурга и Москвы.


Служение семье

Родом она из города, ставшего прагородом современной столицы, – Целинограда, а школьные годы прошли в с.Володарское, где так много простора, а дома – книг. Ее мама (из абсолютно не творческой профессии – экономист) предопределила судьбу, одарив литературным именем и создав в семье атмосферу творческого квеста. Ее старший брат, будучи программистом, помогает технически раскрывать и реализовать многие идеи при помощи современных цифровых технологий.


В духе уже сложившихся семейных традиций творчества и самопознания через совместные путешествия по стране, походы на мероприятия, совместное изучение английского языка и обучение игре на синтезаторе и т.д. она воспитывает дочь – учащуюся 8 класса казахской школы-гимназии №52 г. Астаны, общение с которой позволяет осмыслить современную подростковую литературу, ее разнообразные жанры, направления и концепты.


По мнению героини, она не знает, кого в ней больше – педагога, ученого или родителя, но это и не важно, во всех ипостасях во все времена важно быть принципиальным, честным, доброжелательным, любить людей и юмор…


Ее судьба – это судьба нашего государства, а её проекты, научные исследования, лектории – свидетельство служению своему Отечеству и преданности своей МЕЧТЕ. Это и вдохновляет меня написать о своей ученице, друге и коллеге.