Эльмира Траисова - педагог 

Свой выбор я сделала много лет назад. Это профессия – учитель. Наверное, передо мной не было других вариантов, так как я выросла в учительской семье и с детства примером для подражания были мои родители: папа – учитель физики и мама – учитель русского языка и литературы. Они были моими учителями и в школе, и дома. Любовь к родителям постепенно переросла в любовь и уважение к их профессии. Прошло время, я уже двадцать пять лет работаю учителем, но нежные воспоминания о людях, благодаря которым я стала учителем, живы в моей памяти до сих пор. Они были Учителями не только для меня, но и для всего моего поколения.

Сейчас, когда учитель старается идти в ногу со временем и является носителем не только нравственности, но и общественным деятелем, он должен активно участвовать в усовершенствовании образования. В Казахстане, как и во всем мире, необходимы новые подходы в образовании. И это лежит на плечах современного учителя. Ведь компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становятся возможными достижения учащихся, сформулированные как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Оценивая собственную педагогическую деятельность, я понимаю, что такое обучение возможно только в личностно-ориентированной парадигме.

Реализуя личностно-ориентированное обучение, я ставлю перед собой основную цель - содействовать становлению личности, его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Ученик должен определить собственную личную позицию в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих его жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Моя задача помочь ему в этом.

На моих уроках ученики являются не только его участниками, но и полноправными партнерами. Считаю, что педагогический позитив, вера в успех – одно из ведущих условий быстрого и успешного усвоения знаний. Здоровый эмоциональный климат на уроке способствует позитивной мотивации учащихся к учению.

Если раньше я внимание уделяла традиционному содержанию урока, его логической последовательности, рациональности распределения времени, приемам и методам, и считала, что это главное, то в последние время мои приоритеты изменились. Сейчас я убеждена, что действительное образование – это всегда личностное отношение людей между собой. Поэтому урок делают, прежде всего, не приемы и методы, а отношение учителя, его педагогическая направленность, система ценностей, в которую входят: понимание личности ученика как активного и главного участника педагогического процесса; представление об отношениях с учеником как отношениях сотрудничества; взгляд на урок как на инструмент формирования и развития личности ученика.

Новое осознание собственной деятельности не означает отказа от того опыта, что накоплен за предыдущие годы работы. Наоборот, теперь те же приемы и методы, та же методика применяются мною более качественно и более эффективно. Я использую современные технологии, при этом ориентируюсь

на позитивное сотрудничество, опору на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся. Использую проблемное обучение, дифференциацию, активизацию познавательной деятельности для развития мышления, логики, осознанной памяти. В последние годы многие выпускники

по окончанию школы выбирают технические вузы и специальности. Групповые виды работы, педагогику сотрудничества использую для развития взаимопомощи, коммуникативных умений. Учебный процесс ориентирую на формирование положительной Я - концепции личности ученика, которая способствует успеху, эффективной деятельности. Возросло воспитательное значение моих уроков. Если ученики уходят с урока с чувством удовлетворенности от общения, с чувством возросшего собственного достоинства вследствие прироста своих знаний

по предмету, то это и есть воспитательный эффект урока. Я осознаю, что мой авторитет как учителя влияет на нравственный выбор ученика, стараюсь быть примером и в этом плане.

Школа – зеркало жизни, какими будут наши дети – зависит от нас. Ребенок не готовится к жизни, он живет сейчас, и урок – часть его жизни. Моя задача – наполнить его эмоциями: радостью, интересом и удивлением. На уроках я стремлюсь научить детей видеть и радоваться красоте: «Научите свою душу  не только воспринимать, но и впитывать в себя прекрасное»- писала великая русская актриса В.Ф.Комиссаржевская.Как это правильно сказано! Ведь радость и ощущение прекрасного дает ученику чувство личной значимости, интерес – познавательную и творческую активность, удивление приведет его к новой активности.

Подъем на очередную ступень не означает доведение предшествующих качеств до абсолюта: они будут совершенствоваться и в дальнейшем. Результаты работы в течение последних 5 лет, в том числе результаты ЕНТ, показывают жизнеспособность, успешность моей педагогической системы. Главное - я осознаю, что профессиональный рост невозможен без личностного роста. Важнейшими инструментами здесь выступают анализ и самоанализ. И сейчас, имея за плечами достаточный опыт, я открыта для новых знаний, для общения

с новыми людьми: коллегами, учениками, родителями, я верю в свои возможности, свои силы. И в дальнейшей работе мне помогут позитивное отношение к жизни, вера в силу добра, умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему в жизни, умение меняться, учиться, использовать новые формы деятельности.