В 1971 году я поступала в аспирантуру при кафедре педагогики КазПИ имени Абая. Сначала вела научный поиск под руководством доцента Исабая Нурмамбетовича Нурмамбетова на тему «История и тенденции развития методической работы в сельских школах  Казахской ССР».

По причине  состояния здоровья научного руководителя стала аспирантом доцента, заведующей кафедрой Райхан Жумагазиевны Иржановой. Она была уникальной личностью во всех отношениях, и в науке, и в жизни. По большей части Райхан Жумагазиевна научила меня жить в науке, жить для науки, стать личностью в науке. Не жалея ни сил, ни времени она успешно готовила к защите  кандидатской диссертации в 1975 году.

В том же году вышло постановление Совета Министров СССР об обязательной защите диссертаций на русском языке. Соответственно я свою диссертацию перевела на русский язык и не стала защищаться, так как научная работа в новом варианте меня никак не устроила, то есть отказалась от идеи защищаться, решила отложить этот вопрос на другое время, осознала, что работа требует серьезной доработки и апробации, упорно трудилась в работу в Центральном институте усовершенствования учителей. Стала часто посещать школу молодых ученых на кафедре, возглавляемой профессором Н.Д.Хмель. Стажировалась в методологических школах Москвы, Ленинграда и Тбилиси.

Несмотря на свою молодость, я в то время показала решительность и принципиальность относительно своей научной деятельности как научила меня Райхан Жумагазиевна.  В последствии я  поступила в заочную аспирантуру в НИИ общей педагогики  АПН СССР и написала уже диссертацию на русском языке, апробировала результаты исследования долгие годы в Москве и в регионах Казахстана.

Публиковала  статьи в центральных и республиканских журналах.Трудность моя заключалась в освоении  науного знания на русском языке и барьеры в общении с корифеями педагогики в Москве. Мне пришлось изрядно трудиться и достичь какого-то результата. Мне стало важно находиться в научном кругу, нежели быстро защищаться. И несколько лет с удовольствием я ездила в НИИ общей педагогики и выступала на высших форумах, то есть  сама себя «вращивала» с помощью научных текстов, словарей и корифеев.

Мне повезло, я попала в хорошие человеческие руки  Райхан Жумагазиевны Иржановой и Якова Семеновича Турбовского.  Я.С. Турбовской  - ученик Н.И. Болдырева, М.Н. Скаткина, соратник академика Зои Алексеевны Мальковой, В.С. Шубинского, Н.Д. Никандрова, В.В. Краевского, В.Г. Воробъева, В.А. Сластенина и многих других.

Широта эрудиции, научная основательность, доброжелательность и строгость, академичность и фундаментальность, нравственная целостность наставников, доверительное отношение их к аспирантам  НИИ общей педагогики  АПН СССР стали для меня как эталон научной жизни, служения Родине. В последствии я  постаралась придерживаться и приумножать эти великолепные традиции истинно исследовательского коллектива. Находиться в кругу московских научных школ, найти ключ к их познанию, общаться с ними, что профессионально мне помогла та аура, которую чувствовала я на кафедре педагогики, продолжавшей традицию Раисы Григорьевны Лемберг. И неслучайно научным консультантом по докторской диссертации был доктор пеадгогических наук Григорий Абрамович Уманов, ученик  Раисы Григорьевны, яркого представителя ленинградской науной школы (ЛГПИ имени А.И. Герцена). 

Следовательно, человеческая судьба, когда переплетается с наукой, наука ее оберегает, защищает как питомца в любые невзгоды. На самом деле посчастливилось мне быть в среде корифеев и методологов педагогики, процветавшей в 70-80 годы двадцатого века. В это время педагогика воспитывала целое поколение ученых, впоследствии которые подняли систему образования в регионах страны, благодаря мудрости и щедрости организаторов науки. В те годы молодые ученые были окружены заботой и любовью выдающихся личностей. Они помогали им быть в науке, стать научным работником и личностью в жизни.

В моей профессиональной деятельности так или иначе значимое место занимает знание и опыт, теория и практика, фундаментальное и прикладное. Для меня исследовательская деятельность как образ жизни. Учеба в алматинской и московской аспирантуре – школа жизни, школа науки. Работая методистом В ЦИУУ, стала организатором конференций, выставок, симпозиумов по вопросам взаимодействия педагогической науки и практики, внедрения достижений педагогической науки и передового опыта в практику, в ходе которых тесно сотрудничала с академиками В.В. Давыдовым, Ю.К.

Бабанским, известным методологом В.И. Журавлевым. Пройденный путь от учителя, методиста, научного работника к ученому и от передового опыта к методологии деятельности привело меня к исследованию теории и методологии педагогики, внимательно следуя за советами  науковедов педагогики Б.С. Гершунского, В.В. Краевского.  Изучая вопросы формирования исследовательской культуры учителя школы, я воссоздала ее на основе философской культуры труда ученого. За основу исследовательской культуры учителя брала методологические знания в философии науки, философии конкретных отраслей науки.

Осмысливая свои достижения с высоты сегодняшнего дня, приходишь к выводу о том, что учитель обязан быть исследователем, так как только исследователь может воспитывать настоящего исследователя. Оригинальность концепции формирования исследовательской культуры учителя школы заключается в ее проблематизации  в контексте инновационных процессов в образовании Республики Казахстан, достижений педагогики как социальной науки, в структуризации  исследовательского потенциала учителя в тесной взаимосвязи с его новаторским и инновационным    опытом, стратегизацией и поиском философии развития системы общего среднего образования, с  внедрением дидактических нововведений.

К настоящему времени являюсь автором двух монографий, трех учебников, 10 учебных пособий, более 300 статей, написанных единолично и совместно со своими единомышленниками.  Естественно, это вклад, причем весомый. Дело даже не в количестве. Самая главная ценность этих трудов в их потенциале реализуемости. Допустим, в своей монографии предлагаю структуру методологических подходов. Исследователи тут же начали опираться на ее интерпретации по трансформации потенциала подходов на предмет исследования. Исследовательская культура учителя, несмотря на некоторые противостояния со стороны чиновников, становится темой обсуждения совещаний, педчтений, конференций в учительской среде.

Это и есть своеобразие, уникальность, практическая направленность нашей концепции.
Одним из фундаментальных трудов, на мой взгляд, является учебник по базовой дисциплине «Философия и методология педагогики» с грифом МОН РК для докторантуры. Основная цель учебника – помощь докторантам в успешном овладении философско-методологическими основами  педагогики, понимании сущности методологии педагогики, механизмами использования методологических знаний в целях организации и проведения педагогического исследования. Учебник знакомит обучающихся со смыслом, структурой, функциями, историей развития философии и методологии педагогики, методикой конструирования научного, понятийного, критериального аппарата педагогического исследования.
Этот учебник подготовлен благодаря стажировке по программе «Болашак», так как я имела возможность изучить вопросы методологии педагогики именно в том же институте, где обучалась в аспирантуре. Предшествовали этому учебнику несколько пособий, статей.  Учебники и пособия востребованы не только казахстанскими, но и российскими магистрантами и докторантами. Востребованность разработок – высшая степень признания состоятельности нашей концепции.

Есть у меня и последователи: 8 докторов педагогических наук, 14 кандидатов педагогических наук, 3 доктора философии 20 магистров педагогики. Мои ученики. Доктор педагогических наук  Булатбаева Айгуль Абдимажитовна внедряет постулаты методологии исследовательской деятельности в образовательный процесс вуза. Доктор педагогических наук Барсай Бакыт Телжанкызы исследует проблему формирования дидактической компетентности учителей начальных классов.

Профессор Нагимжанова Каракат Мукашевна изучает инновационный аспект креативности обучающихся. Профессор Иманбаева Сауле Токтаровна успешно использует гуманитарную методологию в контексте идей национального воспитания, интеллектуального птенциала нации, «Мәңгілік ел» в построении систем патриотического воспитания молодежи. Профессор Аганина Кундыз Жамиевна разрабатывает и внедряет в практику концепцию экономического образования обучающихся. Вот далеко не полный список последователей профессора, их более 40.

 

 Оппонентом выступала 50 раз на защите диссертаций, щедро делясь своими знаниями.
Исследовательская, консультативная и экспертная деятельность помогает мне выстроить траекторию  развития интеллектуального потенциала магистрантов и докторантов в течение последних 20 лет в главном университете страны – КазНУ имени аль-Фараби. Системность как основное качество университета позволяет преподавательско-профессорскому составу спроектировать инновационное сознание и поведение молодежи, качество образовательного процесса в соответствии с вызовами глобализации.