Костанянц Юрий Михайлович - резчик по дереву

Резчик по дереву Юрий Костанянц уже потеснил по известности своего древнегреческого тезку. Правда, его персонажи не из мрамора, а… из кедра, липы и дуба. Статуэтки выглядят, как живые, и восхищают не только обычную публику, но и маститых искусствоведов.

Юрий Костанянц так «настроил» руку на тонкую работу, что может резцом «снимать» буквы с газетного текста, а газета при этом остается целой. Способность к тонкости ему, вероятно, передалась по наследству от дедушки Эдуарда Казаряна – известного в Армении механика-миниатюриста, создателя микроскопических движущихся картин, не имеющих аналогов в мире. Среди его шедевров – караван верблюдов в игольном ушке, боксерский турнир на поперечном срезе волоса, лик Иисуса на сахарной крошке, скрипка со струнами из паутины. Все это можно рассмотреть только через микроскоп.

А началось все в далеком 1972 году. Тогда курсант Кременчугского летного училища  взял в руки резец и сделал свою первую работу. Замахнулся не на кого-нибудь, а на кумира миллионов – Брижит Бардо. Потрясенные коллеги сразу же вынесли свой вердикт – копия вышла даже лучше, чем оригинал, а за Юрием сразу же закрепилось прозвище Пигмалион. Свой первый успех Костанянц долго не забывал, но инструменты брал в руки от случая к случаю. Он летал на вертолетах (был летчиком) и всерьез задумался о профессии резчика только на пенсии. Это произошло в 1990 году. В разгар перестройки умелец возглавил областное объединение народных промыслов.  Тогда группа мастеров из Восточного Казахстана завоевала первое место на выставке в Ленинграде. Как вспоминает мастер, для него это был своеобразный знак, что теперь на новом поприще все обязательно получится. 

В этом же году он создает предприятие и начинает завоевывать мир. Как водится в любой профессии, у Юрия Костанянца были взлеты и падения. Но свою давнюю мечту – взойти на мировой подиум – он все же осуществил. В 2014 году по приглашению Посла Франции была организована его персональная выставка в Париже. Свои двери для пока еще  не известного умельца из Усть-Каменогорска распахнул престижнейший салон «Европа».  Он, кстати, расположен рядом с Эйфелевой башней.  Французские знатоки от восхищения долго цокали языками, посетители были в восторге, а специалисты от искусства закатывали к потолку глаза и пытались хотя бы примерно оценить стоимость  одной поделки.

Со временем у Юрия Костанянца возникла идея превратить своих персонажей в полноценных актеров. Но как это сделать, чтобы немые герои заговорили, как в настоящем театре? Опыт показал, что такое перевоплощение  вполне возможно. Библейские Адам и Ева стали первыми, кто вышел на подмостки. Композиция с их участием двигается по кругу, в это время в музее звучит специально подобранная музыка, а на древе познания поочередно загораются яблоки. Ева протягивает спутнику плод и постепенно становится видно, как меняется взгляд Адама. Сначала он против, потом сомневается в своем решении, но постепенно убеждается в правоте спутницы и принимает от нее яблоко. В общем-то, никаких слов здесь и не нужно. 

Аналогичную постановку Юрий Костанянц задумал и ко Дню Победы. Она должна состояться  в следующем году. Мастер планирует изготовить из дерева копии легендарного оружия времен войны. Танк Т-34 уже занимает пьедестал. Скоро к нему прибавятся «Катюша», самолеты и подводные лодки. В основе композиции будет находиться фигура политрука, который поднимает солдат в атаку. В начале спектакля зазвучит песня «Вставай, страна огромная», затем ее сменят «Журавли». Первыми, кто увидит это зрелище, станут ветераны Великой Отечественной войны. Но и это еще не все. 

Мастер всерьез увлекся историей Казахстана. Легендарные батыры и правители тех далеких лет запечатлены в самых разных ситуациях. Кто-то вершит суд, сидя на троне, кто-то с оружием в руках защищает землю от джунгар. Часть скульптур будет также вращаться под музыку и подсвечиваться спецэффектами. Посетители смогут рассмотреть мельчайшие детали вооружения или утвари. Даже перья на шлемах у полководцев выполнены из дерева.